Министерство образования Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный институт точной механики и оптики (технический университет) (СПбГИТМО(ТУ))

_________________________________________________________________

УДК : 621.313, 621.314

ГРНТИ : 45.41.33, 50.33.31, 50.41.25.

№ регистр. 01.200.1 10973

Инв.№

СОГЛАСОВАНО

Руководитель головной организации

по разделу, Генеральный директор ГУП РНПО "Росучприбор"

____________ В.В.КРЫНКИН

"_____"____________ 2002 год

УТВЕРЖДАЮ

Ректор

СПбГИТМО(ТУ)

____________В.Н.ВАСИЛЬЕВ

"_____" _____________ 2002год

 

ОТЧЕТ

О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

Разработка учебного лабораторного комплекса: " Системы приборного электропривода с полупроводниковыми преобразователями и компьютерным управлением" и изготовление головного стенда

(заключительный за 2002 г.)

2.1.1.(00.0) 90.151

Руководитель проекта Томасов Валентин Сергеевич

 

 

Г. Санкт - Петербург

2002 г.

 

СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ:

Руководитель темы,

доцент, к.т.н. ___________________ В.С. Томасов (1 глава, введение, заключение)

Исполнители темы ____________________ Ю.А. Сабинин ( 3 глава)

_____________________В.А. Толмачев ( 3 глава)

_____________________ В.А. Синицын (1, 3 главы)

_____________________ В.В. Кротенко ( 3 глава)

_____________________ К.М. Денисов (2 глава)

_____________________ В.А. Гурьянов (2, 3 глава)

_____________________ А.В. Гурьянов ( 1, 2 глава)

_____________________ Д.В. Осипов ( 2, 3 глава)

_____________________ М.В. Никитина ( 3 глава)

_____________________ Д.В. Лукичев ( 1, 2 глава)

_____________________ И.Н. Жданов ( 1,2 глава)

_____________________ П.А. Борисов ( 3 глава)

 

РЕФЕРАТ

Отчет с., 1 ч., рис., табл., источников.

ЭЛЕКТРОПРИВОД, ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ, ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА, ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДСИСТЕМА

Объектом исследования является учебно-ориентированный лабораторный комплекс для исследования статических и динамических характеристик систем приборного электропривода с полупроводниковыми преобразователями и компьютерным управлением.

Цель работы - разработка учебного комплекса "Системы приборного электропривода с полупроводниковыми преобразователями и компьютерным управлением" и изготовление головного стенда.

Разработаны концептуальные положения комплекса лабораторных установок "Системы приборного электропривода с полупроводниковыми преобразователями и компьютерным управлением", удовлетворяющих требованиям к подготовке дипломированных специалистов в рамках направления 654500 "Электротехника, электромеханика и электротехнологии". Сформулированы требования к энергетической и информационной подсистемам, программно-аппаратному комплексу микропроцессорного управления электроприводами, позволяющему создавать и отлаживать в интерактивном режиме программное обеспечение, реализующее различные алгоритмы управления; осуществлять сбор и компьютерную визуализацию данных лабораторного эксперимента; организовывать виртуальные пульты управления лабораторной установкой.

Для реализации задач создания и отладки в интерактивном режиме программного обеспечения, реализующего различные алгоритмы управления электроприводами, сбора и компьютерной визуализации данных лабораторного эксперимента, изучения структур и принципов функционирования микропроцессорных систем управления и организации виртуальных пультов управления лабораторными установками создан программно-аппаратный комплекс микропроцессорного управления. Написаны тексты программ, реализующие различные алгоритмы управления электроприводом и организацию виртуальных пультов управления лабораторной установкой.

Разработаны математические модели цифровых систем управления с транзисторными широтно-импульсными преобразователями в среде MathCAD, позволяющие осуществлять выбор параметров цифровых регуляторов из условия обеспечения стандартных настроек при заданной частоте коммутации силовых ключей преобразователя.

Изготовлен головной лабораторный стенд "Исследование цифровых систем электропривода постоянного тока с широтно-импульсными транзисторными преобразователями"

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Функциональная схема электропривода головного стенда

2. Общие сведения о программно-аппаратном комплексе микропроцессорного управления лабораторным стендом

3. Математические модели систем электропривода постоянного тока с транзисторными ШИП

3.1.Дискретный датчик ЭДС вращения двигателя постоянного тока

3.2. Пусковые режимы в системе "ШИП-ДПТ-ИЭДС"

3.2.1. Пусковой ток в системе "ШИП-ДПТ-ИЭДС"

3.2.2. Время спада пускового тока ДПТ до нуля и выбор параметров режима измерения ИЭДС

3.2.3. Среднее значение пускового тока и момента системы "ШИП-ДПТ-ИЭДС"

3.3. Эквивалентная линейная модель двигателя в режиме измерения ЭДС вращения

3.4. Синтез системы регулирования скорости с дискретным датчиком ЭДС вращения

3.4.1. Линеаризация дискретного датчика ЭДС вращения

3.4.2. Эквивалентная линейная модель системы регулирования скорости с измерителем ЭДС вращения

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Курс "Основы электропривода" является основополагающим для специальностей электромеханического профиля: "Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов", "Электромеханика", "Электрооборудование летательных аппаратов" и др. Этот курс достаточно сложен для изучения, так как базируется на ряде разнопрофильных дисциплин: ТОЭ, Электрические машины, Электроника, Преобразовательная техника, Теория автоматического управления и т.п. Для изучения излагаемых в нем вопросов необходимо хорошее владение математическим аппаратом и глубокие знания физических процессов в статике и особенно в динамике электромеханических систем [1]. Очень часто только экспериментальные исследования позволяют студенту познать причины отклонения процессов от их упрощенного характера, который обычно кладется в основу расчетов и математического моделирования, и выявить степень влияния не учитываемых явлений.

В настоящее время основными потребителями молодых специалистов являются отрасли производства, относящиеся к полиграфии, легкой промышленности, приборостроению, робототехнике и т.п., поэтому лабораторные установки должны иметь мощность порядка нескольких сотен ватт.

Современные приборные электроприводы являются, в основном, замкнутыми электромеханическими системами с управлением исполнительными двигателями (ИД) от малоинерционных и высокоэкономичных полупроводниковых усилительно-преобразовательных устройств (УПУ) и микропроцессорной реализацией алгоритмов управления. Электромеханические процессы в таких системах в основном подчиняются известным законам электромеханики [1], но имеют специфику, связанную с дискретным характером электромагнитных процессов, имеющих место в системе "УПУ-ИД" и дискретным характером сигналов управления [6, 9, 12, 14-17].

Лабораторный практикум по указанной дисциплине должен преследовать следующие цели:

  1. изучение принципов построения систем управления основными типами современных электрических машин, применяемых в системах электропривода (ДПТ, ШД, АДД, СД, АД);
  2. экспериментальное исследование электромагнитных и электромеханических процессов в каждой из систем "УПУ-ИД";
  3. экспериментальное исследование как статических (механических и регулировочных) характеристик типовых структур систем управления на основе двигателя заданного типа, так и электромеханических переходных процессов, возникающих в системе при реакции на возмущения различного характера по заданию и нагрузке;
  4. изучение принципов построения микропроцессорных систем управления ИД заданного типа и микропроцессорной реализации типовых алгоритмов управления;
  5. изучение принципов построения математических моделей исследуемых систем электропривода с транзисторными инверторами, реализованными в современных вычислительных средах, позволяющих оперативно осуществлять выбор параметров цифровых регуляторов из условия обеспечения стандартных настроек.

В итоговом отчете за 2001 год нами были рассмотрены и в достаточной мере освещены вопросы программного обеспечения [ 2-5, 8, 9, 12], реализующего не только различные алгоритмы управления электроприводами НМ и ИМ, но и организации виртуальных пультов управления лабораторной установки.

Поэтому в данном отчете нами будут рассмотрены, в основном, вопросы построения математических моделей электроприводов постоянного тока с транзисторными ШИП, реализованными в разработанном лабораторном стенде. Причем, учитывая, что электромеханический блок содержит цифровой датчик положения типа IRO - 111, основное внимание уделено моделированию бесдатчиковых систем электропривода, учитывающих свойства импульсного усилителя мощности [1, 2, 17]. Математические модели цифровых систем электропривода постоянного тока с транзисторными широтно-импульсными преобразователями разработаны в среде MathCAD .

1. Функциональная схема электропривода головного стенда

Разрабатываемый головной стенд: "Исследование цифровых систем электропривода постоянного тока с широтно-импульсными транзисторными преобразователями", кроме изготовленного электромеханического блока, состоящего из испытуемой и нагрузочной электромашин типа ДРВ- 20Д, тахогенератора на базе машины постоянного тока типа ДПМ - 35 Н1 - 04 и цифрового датчика положения типа IRO - 111, включает в себя следующие основные блоки и устройства:

Управление движением испытуемой электромашиной (канал А) и нагрузочной электромашиной (канал В) осуществляется от центрального компьютера [4, 5].

Модуль контроллера управления совместно с модулем сопряжения образуют микропроцессорную систему управления (МПСУ), предназначенную для реализации функций управления усилительно-преобразовательными устройствами, обеспечивающими движение общего вала нагрузочной и испытуемой электромашин лабораторной установки.

МПСУ будет выполнять следующие функции:

Структурная схема МПСУ представлена на рис.1. 1.

 

 

Рис. 1 . 1.

 

МПСУ состоит из двух основных составных частей:

Контролер управления приводом (КУП) реализует все программные алгоритмы управления, вырабатывает сигналы управления силовым преобразователем, воспринимает сигналы обратных связей. Структурная схема КУП представлена на рис.1.2.

 

Рис. 1. 2.

В состав КУП входят:

Все составные части КУП реализованы на базе специализированного DSP-микроконтроллера ADMC300 фирмы Analog Devices. Высокопроизводительное процессорное DSP-ядро реализует в реальном времени алгоритмы цифровых регуляторов и цифровых фильтров. Встроенный многоканальный широтно-импульсный преобразователь формирует, при минимальной загрузке процессора, сигналы управления силовыми ключами преобразователя. АЦП предназначен для преобразования в цифровой код аналоговых сигналов обратных связей. С помощью портов ввода-вывода организуется управление вспомогательными коммутирующими устройствами привода. Встроенный синхронный коммуникационный порт используется для организации канала связи с управляющим компьютером.

Рис. 1. 3.

Конструктивно КУП выполнен в виде печатной платы габаритами 160*100 мм. Привод каждого электропривода имеется свой отдельный КУП.

Интерфейсный контроллер (ИК) обеспечивает взаимодействие между управляющим компьютером и КУП отдельных электроприводов. Структурная схема ИК представлена на рис.3.

Основой ИК является производительный DSP-процессор ADSP-2186 фирмы Analog Devices. Интерфейс ИК с управляющим компьютером осуществляется через стандартную шину ISA. Для этого в ИК реализован соответствующий интерфейсный блок. С помощью него программа, выполняемая на управляющем компьютере, через канал прямого доступа к памяти может непосредственно записывать и считывать данные во внутренней памяти процессора ИК.

Данные, полученные от программы управляющего компьютера, процессор ИК передает на соответствующий КУП через один из двух последовательных каналов связи. Каналы связи реализованы посредством двух встроенных в процессор последовательных синхронных коммуникационных портов. Каждый из каналов связи позволяет осуществлять последовательный синхронный дуплексный обмен данными со скоростью до 1 Мбит/с по экранированной витой паре 5 категории (4 пары в кабеле) длиной до 5 метров.

Конструктивно ИК выполнен в виде печатной платы габаритами 162*110 мм со стандартным разъемом шины ISA. Плата вставляется в слот шины ISA на материнской плате управляющего компьютера.

Модуль сопряжения предназначен для преобразования сигналов обратной связи по току и скорости, к виду и величине, удобным для ввода в контроллер управления. Кроме того, этот модуль решает задачу индикации основных режимов работы электроприводов.

Модуль усилителя мощности состоит из выходного каскада, датчика тока нагрузки и устройств гальванического разделения цепей управления от силовых цепей преобразователя. Выходной каскад представляет собой импульсный усилитель мощности мостового типа, построенный на основе полевых транзисторов, снабженных индивидуальными схемами управления и защиты. Такое построение схемы позволяет избежать отказа силовых приборов в случае перегрузки выходного каскада или короткого замыкания цепи нагрузки. Частота переключения силовых транзисторов выбрана равной 20 кГц, что позволяет сделать работу преобразователя неслышимой.

Блок питания силовой представляет собой вторичный источник питания, который преобразует переменное напряжение питающей сети 220 В 50 Гц в постоянное напряжение 48 В, необходимое для работы силовых узлов электроприводов. Поскольку вес и габариты всей системы управления в целом в значительной степени определяются весом и габаритами ее блока питания, частота преобразования последнего выбрана довольно высокой и равной 100кГц.

Блок питания управления обеспечивает питание управляющих узлов электроприводов НМ и ИМ. Он построен на основе стандартных "DC-DC" конверторов с хорошей гальванической развязкой входных и выходных цепей. В состав этого блока входит также устройство контроля и индикации величины питающих напряжений. Включение силовой части будет возможно только при наличии всех питающих напряжений и их соответствующей величине.

Конструктивно все модули и блоки системы головного стенда выполнены в стандарте "PROJET " и размещены в корпусе высотой 3U и шириной 84HP. Размеры устанавливаемых съемных блоков согласно DIN 41 494. Верхняя и нижняя части и боковые панели выполнены из окрашенного в нежно-зеленый цвет пластика (дизайн по RAL 2007010), поперечины: алюминий, угловая окантовка: штампованный цинк, верхние и нижние внутренние панели субблока: тонколистная перфорированная сталь. Настольный корпус головного образца лабораторного стенда обеспечивает защиту от радиочастотных излучений и имеет отличный дизайн.

 

2. Общие сведения о программно-аппаратном комплексе

микропроцессорного управления лабораторным стендом

Для реализации задач создания и отладки в интерактивном режиме программного обеспечения, реализующего различные алгоритмы управления электроприводами НМ и ИМ, сбора и компьютерной визуализации данных лабораторного эксперимента, изучения структур и принципов функционирования микропроцессорных систем управления и организации виртуальных пультов управления лабораторными установками создан программно-аппаратный комплекс микропроцессорного управления [2-4, 9 ].

Комплекс состоит из аппаратной и программной частей, реализующих все вышеуказанные функции.

Аппаратная часть комплекса включает компьютер и измерительно-управляющий контроллер.

Измерительно-управляющий контроллер реализует вычислительные алгоритмы, возложенные на микропроцессорную систему управления, формирует сигналы управления силовыми ключами преобразователей и узлами автоматики, осуществляет сбор, преобразование и передачу в ПЭВМ верхнего уровня сигналов с датчиков обратных связей, несущих информацию о текущем состоянии системы. В качестве центрального вычислительно-управляющего элемента контроллера использованы современные специализированные быстродействующие микроконтроллеры или DSP-микроконтроллеры, такие как ADMC-300 фирмы Analog Devices, TMS320F241 фирмы Texas Instruments, 80C164 фирмы Infineon. Они позволяют реализовывать в реальном масштабе времени сложные современные алгоритмы управления полупроводниковыми преобразователями автоматизированных электроприводов.

ПЭВМ верхнего уровня предназначена для ввода и редактирования программы функционирования управляющего контроллера, интерактивной отладки программы в различных режимах, задания режимов работы лабораторной установки, визуализации и обработки результатов экспериментов. С этой целью использован компьютер на базе процессора Intel 486 под управлением операционной системы Windows 95/98/2000. Связь измерительно-управляющего контроллера с компьютером осуществляется через COM-порт компьютера в соответствии со стандартом RS-232.

Программная часть комплекса содержит отладочный монитор измерительно-управляющего контроллера, программу Power DSP Debugger, набор программ, реализующих алгоритмы управление различными преобразовательными устройствами и соответствующий набор виртуальных программных пультов управления лабораторными установками.

Отладочный монитор обеспечит функции взаимодействия измерительно-управляющего контроллера и компьютера.

Набор готовых программ управления транзисторными инверторами напряжения и электромеханическими устройствами позволяет в короткие сроки организовать с помощью комплекса лабораторный стенд по изучению конкретных типов устройств. Программы реализуют алгоритмы управления устройствами в различных режимах испытаний, а также оперативный сбор и передачу в компьютер сигналов текущего состояния испытуемой системы.

Для обеспечения возможности задания режимов работы и отображения результатов эксперимента, каждая исследуемая система помимо программы, реализующей алгоритм управления, будет комплектоваться компьютерной программой, организующей на экране компьютера виртуальный пульт управления лабораторной установкой. Данный пульт позволяет задавать возможные режимы и параметры работы установки, а также визуализировать в графическом и численном виде исследуемые параметры функционирования. Все получаемые результаты с помощью виртуального пульта могут быть сохранены в виде отдельных файлов для дальнейшей автоматизации подготовки студенческих отчетов об испытаниях. Таким образом, использование виртуальных пультов управления позволяет исключить использование разнообразных реальных дорогостоящих измерительных приборов и сократить время оформления результатов исследований.

Программа Labor (далее просто Labor или LABOR) является частью комплекса, предназначенного для организации автономного управления цифровыми электроприводами лабораторного комплекса и их настройки. В этот комплекс помимо Labor'а входят микропроцессорное устройство, расположенное внутри компьютера, и собственно сама система электроприводов. Labor предназначен для наглядного и простого описания требуемых задающих сигналов, отображения и контроля работы системы. С помощью Labor'а можно описывать различные режимы работы электропривода, сохранять их в файле, запускать на выполнение, контролировать процесс отработки заданных режимов, производить отладку контуров управления и сохранять результаты работы в отдельных файлах для дальнейшей обработки.

 

3. Математические модели систем электропривода постоянного тока с транзисторными ШИП.

3.1. Дискретный датчик ЭДС вращения двигателя постоянного тока

В целом ряде случаев, когда в аналоговых и цифроаналоговых системах электропривода постоянного тока исключена возможность использования в качестве датчиков скорости тахогенераторов, импульсных или других датчиков, выполненных в виде электромеханических устройств и требующих их стыковки с валом исполнительного двигателя, для формирования сигнала обратной связи по скорости вращения наиболее приемлемым является способ, основанный на измерении напряжения на якоре двигателя при периодическом (с периодом) обрыве цепи якоря на время (1-)[14, 15, 17]. Применение этого способа особенно удобно в системах электропривода, где двигатель постоянного тока управляется по цепи якоря от транзисторного широтно-импульсного преобразователя [14 - 17]. Упрощенная функциональная схема устройства, реализующего указанный способ, и временные диаграммы, иллюстрирующие его работу, приведены соответственно на рис.3.1,а,б.

Это устройство, называемое измерителем ЭДС вращения (ИЭДС), построено на базе ШИП с силовым транзисторным VT1-VT4 и обратным диодным VД1-VД4 мостами и блоком управления 1 силовыми ключами преобразователя и содержит блоки формирования режима измерения 2 и измерения ЭДС вращения 3. Работа ИЭДС протекает следующим образом.

На интервале времени периода измерения напряжение на якоре ДПТ представляет собой последовательность импульсов постоянной амплитуды с периодом следования << и относительной длительностью , пропорциональной входному сигналу ШИП U, ток якоря является пульсирующим знакопеременным или знакопостоянным.

На интервале времени (1-) периода все транзисторы VT1-VT4 силового моста ШИП заперты сигналом uблока 2 и ток якоря падает, замыкаясь через обратные диоды моста VД1,VД4 (или VД2, VД3) встречно ЭДС Еп источника питания.

Если ток успевает упасть до нуля к концу интервала времени (1-) от любых начальных значений вплоть до пусковых, то напряжение на якоре к концу каждого периода измерения равно ЭДС вращения ея ДПТ. Зафиксированный в блоке 3 на весь последующий период измерения (n+1) сигнал напряжения на якоре Uя(nTи) используется в качестве дискретного сигнала обратной связи по скорости вращения ДПТ w д*.

Описанный способ формирования сигнала обратной связи позволяет избежать погрешностей в измерении скорости вращения, имеющих место у различного рода тахометрических измерителей и обусловленных нестабильностью параметров цепи якоря ДПТ и токового режима его работы, однако имеет ряд оказывающих существенное влияние на статические и динамические характеристики систем электропривода следующих специфических свойств.

1. Устройство для измерения ЭДС указанным способом не является пассивным по отношению к системе ШИП-ДПТ, оно снижает жесткость ее механических характеристик. Однако, при значениях , удовлетворяющих условию 0,9, жесткость механических характеристик рассматриваемой системы ШИП-ДПТ с ИЭДС в диапазоне моментов нагрузок M незначительно ниже жесткости соответствующих характеристик обычной системы ШИП-ДПТ.

2. ИЭДС обладает моментной ошибкой, поскольку за время (1-), в течение которого силовые транзисторы ШИП заперты, имеет место уменьшение скорости вращения вала под действием статического момента нагрузки. Следовательно, сигнал на выходе блока 3, соответствующий значению скорости вращения в конце интервала времени (1-), отличается от среднего за период измерения значения скорости тем больше, чем выше момент нагрузки.

3. Наконец, информация на выходе ИЭДС остается неизменной практически в течение всего периода измерения и, следовательно, устройство обладает динамической ошибкой, зависящей от длительности периода .

Перечисленные выше свойства ИЭДС необходимо учитывать при проектировании замкнутых систем электропривода. Астатизм в указанных системах обеспечивается путем компенсации моментной ошибки ИЭДС, а быстродействие, ограниченное динамическими ошибками измерителя, может быть увеличено введением в состав системы устройств вычисления мгновенной скорости вращения вала ДПТ, построенных по принципу наблюдающих устройств.

3.2. Пусковые режимы в системе "ШИП-ДПТ-ИЭДС"

3.2.1. Пусковой ток в системе "ШИП-ДПТ-ИЭДС"

Если на интервале времени рабочего состояния ключей входное напряжение U схемы управления СУ составляет величину UU, то транзисторный ШИП находится в насыщении, относительная продолжительность включения якоря в цепь питания , напряжение на якоре ДПТ постоянно и составляет величину E. Эквивалентная схема замещения силовой цепи представлена на рис.3.2.

Изменение тока якоря на этом интервале времени характеризуется дифференциальным уравнением

L, 0 < t ,

(3.1,а)

его решение имеет вид

,

(3.1,б)

При величине интервала времени 3T ток якоря достигает пусковых значений

(3.1,в)

На интервале времени запертого состояния ключей (1-) ток якоря ДПТ спадает до нуля, замыкаясь через обратные диоды моста встречно источнику питания Е.

Схема замещения силовой цепи для этого интервала представлена на рис.3.3. Изменение тока характеризуется уравнением

, 0 < t ,

(3.2,а)

его решение имеет вид

,

(3.2,б)

где

.

 

При ,

и следовательно,

.

(3.2в)

3.2.2. Время спада пускового тока ДПТ до нуля и выбор параметров режима измерения ИЭДС

К моменту окончания интервала времени (1-) ток якоря ДПТ должен быть равен нулю, т.е. . С учетом выражения (3.2, в) имеем

,

,

(3.3)

Выбор величины интервала времени запертого состояния ключей ШИП, гарантирующей спад пускового тока якоря ДПТ до нуля к концу указанного интервала и нормальное функционирование ИЭДС, и величины периода измерения следует осуществлять с учетом (3.3) и (3.2) на основании соответственно соотношений

,

(3.4,а)

,

(3.4,б)

при этом величина относительной длительности интервала рабочего состояния ключей ШИП определится на основании соотношения

.

(3.4,в)

В таблице 3.1 приведены значения параметра, соответствующие различным величинам периода измерения

Табл.3.1

я

я

я

я

10Тя

0,77

0,82

0,86

0,91

0,93

 

 

3.2.3. Среднее значение пускового тока и момента системы "ШИП-ДПТ-ИЭДС"

Среднее за период измерения Ти значение пускового тока системы "ШИП- ДПТ-ИЭДС" может быть определено следующим образом

+

 

(3.5)

=.

 

Среднее за период измерения Ти значение пускового момента двигателя постоянного тока в рассматриваемой системе может быть определено с учетом (3.5) как

.

(3.6)

В таблице 3.2 приведены значения средних пусковых тока Iср1 и момента Мср1 , соответствующего различным величинам периода измерения Ти

Табл. 3.2

я

я

я

я

10Тя

0,77

0,82

0,86

0,91

0,93

Iпср1

0,57 Iп

0,65 Iп

0,72 Iп

0,82 Iп

0,86 Iп

Мпср1

0,57 Мп

0,65 Мп

0,72 Мп

0,82 Мп

0,86 Мп

Анализ полученных результатов показывает, что режим измерения ЭДС вращения приводит к ухудшению энергетических показателей двигателя постоянного тока.

На рис.3.4, а, б представлены процессы в цепи якоря заторможенного двигателя при значении среднего напряжения на якоре соответственно величиной Uяср1 п и Uяср2=0,5Еп.



3.3. Эквивалентная линейная модель двигателя в режиме измерения ЭДС вращения

Структурная схема системы "ШИП-ДПТ-ИЭДС", представленная на рис.3.5, содержит ДПТ, ШИП и генератор Г, формирующий режим измерения ЭДС.

На рис. 3.6, а,б приведены процессы изменения тока якоря iя и скорости
при пуске двигателя в режиме измерения ЭДС с параметрами Ти=5Тя и Тм =2Ти соответственно для случаев замкнутой и разорванной связи по противоЭДС в модели двигателя. Здесь же изображены процессы изменения тока iяэ и скорости э при пуске этого же двигателя в обычном режиме.

Наблюдаемое уменьшение быстродействия у двигателя в режиме измерения ЭДС вращения объясняется снижением пускового тока, приводящим к увеличению эквивалентной механической постоянной двигателя.

Определим эквивалентную механическую постоянную двигателя, учитывающую режим измерения ЭДС как

,

(3.7)

где К1max - коэффициент, учитывающий уменьшение пускового момента двигателя в режиме измерения ЭДС и определяемый на основании (3.5) как

К1maxпср1п=.

(3.8)

На рис.3.7 представлена эквивалентная линейная модель системы "ШИП-ДПТ" в режиме измерения ЭДС вращения Эта модель содержит ДПТ с эквивалентными механической постоянной Тми1 и электромагнитной постоянной цепи якоря Тяи и усилитель мощности непрерывного типа с коэффициентом передачи на линейном участке статической характеристики Кст п / U0 и насыщением выходного сигнала на уровне Еп , наступающим при превышении входным сигналом Uу некоторого напряжения U0 .



Рис. 3.8

На рис.3.8, а,б приведены процессы изменения тока якоря iя и скорости
при пуске двигателя в режиме измерения ЭДС с параметрами Ти =5Тя , Тм =2Ти , 0,86 соответственно для случаев замкнутой и разомкнутой связи по противоЭДС в модели двигателя. Здесь же изображены процессы изменения тока iэ и скорости в эквивалентной линейной модели с учитывающими режим измерения ЭДС механической постоянной Тми м 1max =Tм/0,72 и электромагнитной постоянной цепи якоря Тяи , величина которой в модели стремится к нулю, т.к. реальный пульсирующий пусковой ток якоря в режиме измерения заменен в модели средним током.

Анализ представленных процессов показывает весьма удовлетворительное совпадение переходных процессов по скорости в исследуемой системе "ШИП-ДПТ-ИЭДС" и поставленной ей в соответствие эквивалентной линейной модели. Процессы пуска двигателя при относительной продолжительности включения якоря в цепь источника питания 1 представлены на рис. 3.9, а. Там же приведены процессы в линейной эквивалентной модели с параметрами двигателя, режима измерения ЭДС и эквивалентной модели , соответствующими рис.3.8.



Рис. 3.9

Анализ представленных процессов показывает, что нарастание скорости э в эквивалентной линейной модели выше, чем в реальном двигателе. Указанное отличие объясняется тем, что выбор эквивалентной механической постоянной Тми1 в эквивалентной модели осуществлялся на основании соотношения (3.7), учитывающего среднее значение пускового момента. Среднее за период измерения Ти значение пускового момента при <1 ниже среднего расчетного пускового момента, определяемого на основании соотношений (3.5) и (3.6) при напряжении на якоре Uср = Еп . Это снижение объясняется уменьшением времени существования тока якоря на интервале времени при <1, как показано на рис.3.4,б.

Как видно, величина эквивалентной механической постоянной Тми переменна и зависит от режима работы двигателя, она минимальна в пусковых режимах и увеличивается с уменьшением тока якоря.

При работе двигателя с номинальным моментом нагрузки время спада номинального тока якоря может быть определено согласно методике п.п.3.2.3. Оно значительно меньше времени спада пускового тока.

Минимальное среднее за период измерения Ти значение тока системы "ШИП-ДПТ-ИЭДС" при <<1 может быть определено следующим образом

.

(3.9)

Максимальное значение эквивалентной механической постоянной рассчитывается как

,

(3.10)

где .

На рис.3.9, б представлены процессы изменения тока якоря iя и скорости при пуске двигателя с относительной продолжительностью включения якоря в цепь источника питания <1 и процессы в линейной эквивалентной модели при скорректированной на основании (3.10) и (3.11) величине эквивалентной механической постоянной . Анализ представленных процессов показывает, что в момент времени t=Ти скорость двигателя и эквивалентная скорость равны.

В табл.3.3 приведены значения коэффициентов Кmax1 и Кmin1, соответствующие различным величинам периода измерения Ти .

Табл. 3.3

я

я

я

я

10Тя

0,77

0,82

0,86

0,91

0,93

Кmax1

0,57

0,65

0,72

0,82

0,86

Кmin1

0,46

0,58

0,66

0,785

0,83

С учетом Тяи 0 эквивалентная модель двигателя в режиме измеренияЭДС может быть представлена структурными схемами, приведенными на рис.4.10, а,б соответственно при Мс 0 и Мс=0.

 

3.4. Синтез системы регулирования скорости с дискретным датчиком ЭДС вращения

На рис.3.11 представлена структурная схема одноконтурной системы регулирования скорости ДПТ с дискретным датчиком вращения. Система содержит ДПТ, транзисторный ШИП, генератор Г, формирующий сигналом U1 режим измерения ЭДС вращения, фиксирующий элемент ФЭ, в котором осуществляется под воздействием сигнала U2 генератора Г фиксация ЭДС вращения в дискретные моменты времени nTи и ПИ-регулятор скорости с коэффициентом передачи Крс и временем изодрома Трс .

3.4.1. Линеаризация дискретного датчика ЭДС вращения.

На рис.3.12, а представлены процессы изменения координат электропривода при пуске двигателя в режиме измерения ЭДС с параметрами Ти = 5Тя , Тм = и , =0,86 с относительной продолжительностью включения якоря двигателя в цепь источника питания при разорванной в модели обратной связи по противоЭДС. К их числу относятся: ток якоря iя и скорость w ; ток iэ и скорость в эквивалентной линейной модели при , Тми = Тмmax1 = Тм/0,72; - сигнал на выходе измерителя ЭДС; f1 - периодический сигнал, учитывающий пульсации скорости в режиме измерения ЭДС и удовлетворяющий условию ; - эквивалентная скорость, запаздывающая относительно на время ; f2 - периодический сигнал, моделирующий работу измерителя ЭДС согласно условию , среднее за период Ти значение которого равно нулю.

С учетом введенных координат и f2 эквивалентная линейная модель измерителя ЭДС может быть представлена изображенной на рис.3.13 структурной схемой, содержащей звено чистого запаздывания с выходным сигналом , суммируемым далее с сигналом f2. Суммарный сигнал на выходе эквивалентной линейной модели измерителя при этом равен сигналу измерителя ЭДС.

На рис.3.12, б представлены процессы, аналогичные изображенным на рис.3.12,а, и кроме того:- эквивалентная скорость на выходе апериодического звена первого порядка с постоянной времени/2, входным сигналом которого является ; f2 - периодический сигнал, моделирующий работу измерителя ЭДС согласно условию , среднее за период Ти значение которого в установившемся режиме работы равно нулю.

С учетом введенных координат и f2 эквивалентная линейная модель измерителя ЭДС может быть представлена изображенной на рис.3.14 структурной схемой, содержащей апериодическое звено первого порядка с постоянной времени /2 и выходным сигналом , суммируемым далее с сигналом f2 . Суммарный сигнал на выходе эквивалентной линейной модели измерителя при этом равен сигналу измерителя ЭДС.

3.4.2. Эквивалентная линейная модель системы регулирования скорости с измерителем ЭДС вращения

Эквивалентная линейная модель системы регулирования скорости с ИЭДС с учетом введенных эквивалентных линейных моделей ДПТ в режиме измерения ЭДС и измерителя ЭДС может быть представлена структурной схемой, изображенной на рис. 3.15

Эквивалентная линейная модель измерителя ЭДС в системе представлена апериодическим звеном первого порядка с постоянной времени ТДС и коэффициентом передачи КДС , определяемыми соответственно выражениями (3.12) и (3.13):

,

(3.12)

,

(3.13)

где Кфэ= Uосмахп и Uосмах - соответственно коэффициент передачи фиксирующего элемента ФЭ и максимальное значение сигнала на его выходе.

Последняя структурная схема при Тяи 0 и при отсутствии сигнала помехи f2 может быть приведена к виду, показанному на рис.3.16.

При выборе времени изодрома регулятора скорости на основании соотношения

Трсмим1,

(3.14)

передаточная функция замкнутой системы приводится к виду

(3.15)

Анализ полученной передаточной функции показывает, что в рассматриваемой эквивалентной системе может быть осуществлена настройка на "оптимум по модулю" в случае выбора коэффициента передачи ПИ-регулятора Крс на основании соотношения

(3.16)

и установке на входе системы сглаживающего фильтра с постоянной времени

Тфдси/2,

(3.17)

При этом передаточная функция замкнутой системы приобретает вид

,

 

где = Тдс = Ти /2.

Если принять амплитуду опорного напряжения ШИП U0 и величину максимального сигнала на выходе фиксирующего элемента U0max равными 10 В, то статический коэффициент передачи ШИП Кст , коэффициент передачи ФЭ К фэ и эквивалентный коэффициент передачи датчика скорости Кдс могут быть рассчитаны по формулам соответственно

Кст = Еп / 10,

(3.18)

Кфэ = 10/Eп ,

(3.19)

Кдс = 10/.

(3.20)

Тогда выражение (3.16) приводится к виду

.

(3.21)

На рис. 3.17 представлена структурная схема одноконтурной системы регулирования скорости с измерителем ЭДС и входным сглаживающим фильтром. На рис. 3.18, а представлены кривые, характеризующие переходные процессы по скорости (, ) и току якоря ( iя , iэ) при реакции системы на скачек задающего воздействия для случаев Тф 0. Параметров регуляторов Крс и Трс в исследуемой системе с измерителем ЭДС получены на основании расчета эквивалентной системы по соотношениям (3.17-3.21). Величина коэффициента К1 , учитывающего режим измерения, была при расчете системы принята минимальной, т.е. К1 = К1min .

Сравнительный анализ показывает достаточно хорошее приближение процессов в реальной системе с измерителем ЭДС к процессам в эквивалентной линейной системе.

В табл.3.4 приведены параметры переходных процессов в исследуемой системе и эквивалентной ей линейной системе при Тф 0.

Табл. 3.4.

Настройка на "оптимум по модулю", Тф 0

Система

Время первого сог-

ласования, tp1и

Время входа в зону

зад +2%, tp2 и

Перерегул.

, %

Эквивал.

2,4

4,8

4,7

Исслед.

2,8

2,7

1,5

На рис.3.18, б представлены переходные процессы по скорости и току якоря iя при отработке исследуемой системой скачка задающего воздействия для Тф = 0. Как видно, переходный процесс в исследуемой системе заканчивается за один период измерения Ти .

Сигнал обратной связи на выходе фиксирующего элемента ФЭ в момент времени t=Ти при Трс и Крс , рассчитанных по формулам соответственно (3.14) и (3.21), можно с учетом (3.18)и (3.20) определяется выражением

.

В эквивалентной линейной модели системы, структурная схема которой представлена на рис.3.16, может быть обеспечена настройка на "симметричный оптимум".

С учетом соотношений (3.18)-(3.20), определяющих статический коэффициент передачи ШИП Кст , коэффициент передачи ФЭ Кфэ и эквивалентный коэффициент передачи датчика скорости Кдс передаточная функция замкнутой системы может быть представлена следующим выражением

 

 

(3.22)

Введем обозначения

Трс Тми Тдсрс =8,

(3.23а)

Трс ми Тдс)/Крс =8,

(3.23б)

Трс (1+1/Крс ) =4.

(3.23в)

Из соотношения (3.23в) находим

.

Разделив (3.23б) на (3.23в) и (3.23а) на (3.23б), получим соответственно

, .

Полагая , определяем коэффициент Крс :как

.

(3.24,а)

Из условия с учетом (3.24а) определяем коэффициент Трс :

.

 

(3.24,б)

После подстановки соотношений (3.24,а) и (3.24, б) в выражение (3.22) получаем передаточную функцию замкнутой системы, настроенной на "симметричный оптимум" в виде

,

где Т .

При Тми >>Тдс выражения (3.24, а) и (3.24, б) могут быть заменены на приближенные:

,

(3.25,а)

.

(3.25,б)

На рис.3.19,а представлены переходные процессы по скорости (, ) и току якоря (iя ,iэ )в настроенной на "симметричный оптимум" системе при отработке скачка задающего воздействия для случая Тф =0. Величины параметров регуляторов Крс и Трс в исследуемой системе с измерителем ЭДС получены на основании расчета эквивалентной линейной системы по соотношениям (3.25, а), (3.25, б) и (3.18)-(3.20), причем величина коэффициента К1, учитывающего режим измерения, выбиралась минимальной, т.е. К1 ==К1min .

Для уменьшения перерегулирования на входе системы необходима установка сглаживающего фильтра с постоянной времени Тф , определяемой на основании соотношения

Тф = Трс

(3.26)

На рис.3.19, б представлены переходные процессы в настроенной на "симметричный оптимум" системе при отработке скачка задающего воздействия для случая Тф .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основные результаты проекта, такие как: программно-аппаратный комплекс микропроцессорного управления и интерактивного интерфейса ввода, вывода для систем управления и снятия необходимых характеристик исследуемых электроприводов, требования к составу оборудования, варианты индивидуальных домашних заданий для расчета и моделирования процессов в исследуемых системах из условия возможности экспериментальной проверки результатов на стенде, методические указания к выполнению цикла работ на каждом лабораторном стенде, включающие основы теории, описание лабораторной установки, программы работ, методики снятия статических и динамических характеристик, опросные тесты и т.п.; позволят перевести процесс создания лабораторного оборудования начала XXI века в практическую плоскость. Особую перспективу результаты данного проекта будут иметь при создании лабораторного оборудования для высших и средних учебных заведений электромеханического и приборостроительного профиля. Создание макетного головного стенда вентильного электропривода на основе двигателя постоянного тока, содержащего исследуемую и нагрузочную электромашины и PC IBM, позволит внедрить и использовать в учебном процессе перспективную технологию на уровне мировых стандартов.

Результаты работ по данному проекту могут быть использованы при создании прецизионных электроприводов опорно-поворотных устройств различного назначения (оптотехника, робототехника, полиграфия, станкостроение и т.д.).

Разработанный лабораторный комплекс по существу альтернативных вариантов не имеет и при стоимости одного стенда (включая стоимость ПЭВМ) порядка 9 000 у.е. - 9 500 у.е. вполне конкурентноспособен.

К работе над данным проектом кроме профессорско-преподавательского состава кафедры ЭТ и ПЭМС привлекались сотрудники проблемной лаборатории, аспиранты и студенты старших курсов, обучающихся по направлению 654500 "Электротехника, электромеханика и электротехнологии".

В дальнейшем необходимо разработать и создать по такой же технологии остальные стенды рассматриваемого лабораторного комплекса.

 

 

Список литературы

  1. Ю.А.Сабинин. Позиционные и следящие электромеханические системы: Учебное пособие для вузов. - . СПб.: Энергоатомиздат.2001. - 208 с.: с ил.
  2. Денисов К.М., Томасов В.С., Усольцев А.А. Использование компьютерных технологий в учебных курсах на кафедре электротехники и прецизионных электромеханических систем. Сборник статей. Современные образовательные технологии. / Под ред. В.Н.Васильева. СПб: СПбГИТМО (ТУ), 2001. С.79 - 88.
  3. С.Г.Герман - Галкин. Компьютерное моделирование полупроводниковых систем в MATLAB 6.0.: Учебное пособие. - СПб: "Корона принт", 2001, 340 С.
  4. Томасов В.С., Денисов К.М., Усольцев А.А. Разработка и использование электронных учебно - методических пособий при выполнении комплексных лабораторных работ. Труды научно-практической конференции "Учебные и справочные электронные издания: опыт и проблемы" СПб. 2001. С. 127 - 135.
  5. В.С.Томасов, В.А.Толмачев, К.М.Денисов Разработка учебного лабораторного комплекса: "Системы приборного электропривода с полупроводниковыми преобразователями и компьютерным управлением". Индустрия образования: Сб. статей. Выпуск 3. - М.:МГИУ, 2002 с. 78-82
  6. Томасов В.С., Гурьянов В.А., Серебряков С.А. ((аспирант). Моделирование электромагнитных процессов в энергоподсистеме электропривода постоянного тока. Труды III Международной (XIY Всероссийской) конференции по автоматизированному электроприводу. Нижний Новгород , 12-14 сентября 2001 года. С.77-78.
  7. Борисов П.А. (аспирант), Томасов В.С. Расчет и моделирование электромагнитных процессов в силовой цепи замкнутой системы электропривода постоянного тока. Труды XXIX НЕДЕЛИ НАУКИ СПбГТУ. СПб.2001.С.112-113.
  8. Жданов И.Н. (аспирант), Денисов К.М. Виртуальный пульт управления лабораторным стендом. Труды XXIX НЕДЕЛИ НАУКИ СПбГТУ. СПб.2001.С.113-114.
  9. Лукичев Д.В. (аспирант), Денисов К.М. Микропроцессорная система обработки данных СКВТ в системе электропривода. Труды XXIX НЕДЕЛИ НАУКИ СПбГТУ. СПб.2001.С.114-115.
  10. Опрокидывание асинхронного двигателя с векторным управлением. / А.А. Усольцев, Д.В. Лукичев // Изв. вузов. Приборостроение. 2002. Т.45, N8.
  11. Проектирование автоматических систем на основе обобщенного симметричного оптимума / В.В. Власенко, В.А. Толмачев// Изв. вузов. Приборостроение. 2002. Т.45, N8.
  12. Электрические комплексы и системы с полупроводниковыми преобразователям., В.С. Томасов, В.А. Толмачев // Изв.вузов. Приборостроение, 2000. Т.43, №1-2. С.70-75
  13. Организация канала связи внутри контура регулирования прецизионных комплексов слежения / К.М. Денисов, В.А. Синицын // Изв. вузов. Приборостроение. 2002. Т.45, N8.

14. Кротенко В.В., Синицын В.А., Толмачев В.А., Томасов В.С. Бестахогенераторный

электропривод постоянного тока. // Серия "Механизация и автоматизация производственных

процессов. Л. ЛДНТП, 1987.

15. Кротенко В.В., Синицын В.А., Толмачев В.А., Томасов В.С. Система ШИП-ДПТ с устройством

измерения ЭДС вращения. // В кн. "Электромашиностроение и электрооборудование",

Техника, Киев, вып.41, 1987.

16. Игнатченко А.И., Кротенко В.В., Толмачев В.А. Широкополосные системы электропривода с

широтно-импульсными преобразователями и дискретными датчиками координат.

//Электротехника, 1988, №5.

17. Кротенко В.В., Синицын В.А., Толмачев В.А., Томасов В.С. Дискретный датчик ЭДС

вращения двигателя постоянного тока. // В сб. "Микропроцессорное управление в системах

энергообеспечения и электропривода". Томск, 1991.