Лекция 24

Трехконтурная система регулирования скорости

 

Структурная схема системы изображена на рис.24.1. Система содержит внутренний подчиненный контур регулирования момента с известной структурой и два внешних контура регулирования скорости. Первый внешний контур содержит П-регулятор с коэффициентом передачи Kп2 и датчик скорости с коэффициентом передачи Kw1. Второй внешний контур содержит И-регулятор с постоянной времени Ти2 и датчик скорости с коэффициентом передачи Kw2.

Рис.24.1

Математическая модель системы содержит 5 уравнений состояния

Tпр dw0/dt= - w0 +Kпр uу

Tэ = bw0 - M- bw1,

JS = M- Mc

= e1

= e3

где к известным переменным состояния, характеризующим энергети-ческую подсистему ЭМС, добавлен выхол интегратора ПИ-регулятора момента yp1, и выход интегратора И-регулятора внешнего контура регулирования скорости yp2.

Для формирования модели к уравнениям состояния следует добавить уравнения связей, по существу формирующие из задающего воздействия и координат состояния управляющее воздействие Uу на входе управляемого преобразователя (или на входе энергетической подсистемы). Как видно последнее связано с ошибками eps3 (на входе регулятора внешнего контура регулирования скорости, eps2 (на входе регулятора внутреннего контура регулирования скорости) и eps1 (на входе регулятора момента)

eps3= uзад - Кw2 w1

eps2= yp2/ Ти2 - Кw1w1

eps1= eps2Кп2 - Км М

uу=eps1Кп1 +п1и1)yp1

Оптимизация контуров регулирования

Внутренний (подчиненный) контур регулирования момента имеет унифицированную структуру, настраивается с использованием ПИ-регулятора на технический оптимум и имеет передаточную функцию

,

или после известного упрощения

.

Передаточная функция первого внешнего контура регулирования скорости с П-регулятором при настройке на технический оптимум по управлению имеет вид

или после упрощения

.

Условие оптимизации

Кп2мТмb /4 Тпр Kw1 (24.1)

было получено в лекции 22.

Тогда передаточную функцию разомкнутого второго внешнего контура регулирования скорости можно записать так

,

где eps*3= eps3/ Kw2.

Принимая в качестве малой некомпенсируемой постоянной времени величину Тm3=4 Тпр, получим условие настройки контура на технический оптимум в виде

m3=8 Тпр = Ти2 Kw1 /Kw2

или Ти2 = 8 Тпр Kw2 /Kw1 (24.2)

 

При этом передаточная функция замкнутой системы вцелом по задающему воздействию примет вид

,

где w зад= uзад/ Kw2.

Этой системе соответствует переходная характеристика с временем процесса tп= 24 Тпр, не отличающемся от времени его в двукратно-интегрирующей системе, но с перерегулированием, не превышающим 4,3%, как в обычном контуре с настройкой на технический оптимум. По отношению к контуру с настройкой на симметричный оптимум оно меньше в 10 раз и для уменьшения его не требуется установка входного сглаживающего фильтра.

Оценим далее свойства рассматриваемой трехконтурной системы по отношению к возмущениям в виде изменения статического момента нагрузки. Для этого проведем следующие структурные преобразования

Далее с учетом условий оптимизации (24.1) и (24.2)

Далее

Окончательно

 

и

Wв(p)= w 1(p)/Mc(p)= .

 

Полученная передаточная функция идентична соответствующей передаточной функции по возмущению двукратноинтегрирующей системе регулирования скорости, настроенной на симметричный оптимум, если в знаменателе последней пренебречь слагаемым с р3. Следовательно, для данной системы справедливы относительно возмущения все те выводы, которые были сделаны для ранее рассмотренной системы.