Лекция 22

СИСТЕМЫ ПОДЧИНЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ

Общие принципы построения систем подчиненного регулирования, их преимущества и недостатки были рассмотрены в лекции 15. Системы подчиненного регулирования скорости содержат внутренний (подчиненный) контур регулирования момента и один или два внешних контура регулирования скорости.

Двухконтурная система с П-регулятором скорости

Структурная схема системы с П-регулятором скорости представлена на рис. 22.1. Структурная схема контура регулирования момента не отличается от рассмотренной в лекции 17 (см. рис. 17.1). ПИ- регулятор момента с коэффициентом передачи Кп1 и временем изодрома Ти представлен на рис.22.1 детализированной структурной схемой. Через eps1 и eps2 обозначены ошибки соответственно на входах контуров регулирования момента и скорости. П-регулятор скорости имеет коэффициент передачи Кп2, а его выходное напряжение uзад м является задающим для подчиненного контура регулирования момента.

Рис.22.1

Математическая модель системы содержит 4 уравнения

Tпр dw0/dt= - w0 +Kпр uу

Tэ = b w 0 - M- b w1,

JS = M- Mc

= eps1

где к известным переменным состояния, характеризующим энергетическую подсистему ЭМС, добавлена выходная координата интегратора ПИ-регулятора скорости yp1.

Для формирования модели к уравнениям состояния следует добавить уравнения связей, по существу формирующие из задающего воздействия и координат состояния управляющее воздействие Uу на входе управляемого преобразователя (или на входе энергетической подсистемы). Как видно последнее связано с ошибками e2 (на входе регулятора скорости) и e1 (на входе регулятора тока)

e2= uзад - Кww1

e1= e2Кп2 - Км М

uу=e1Кп1 +п1и1)yp1

Исключая переменные (в виде ошибок) из уравнений связи (последовательно, начиная с первого), получим

uу= Кп1 Кп2 uзад - Кп1 Кп2 Кww1 - Кп1 Км М +(Кп1и1)yp1

 

Оптимизация контуров регулирования

Внутренний (подчиненный ) контур регулирования момента имеет унифицированную структуру (рис.22.2).

Рис.22.2

Контур настраивается на технический оптимум. Покольку обычно Тэ>> Тпр и, кроме того, инерционность преобразователя по условию компенсировать нельзя и не имеет смысла, то примем постоянную времени преобразователя в качестве малой некомпенсированной постоянной (Тпрm1) и выберем время изодрома регулятора из условия компенсации постоянной времени Тэ. Тогда передаточная функция разомкнутого внутреннего контура примет вид

.

Оптимизируя контур, найдем

2Tпр = Тэ/ Кпр Кп1 Кмb ® Кп 1э / 2Кпрb Tпр Км

Передаточная функция замкнутого контура регулирования момента примет вид

,

или после известного упрощения

.

Тогда расчетная структурная схема контура регулирования скорости примет вид

Рис. 22.3

или

Рис. 22.4

где eps*2=eps2/ Kw

Передаточная функция разомкнутого контура

Wp(p)=w1(p)/ eps*2(p)= .

Настраивая контур на технический оптимум, примем в качестве малой некомпенсированной постоянной времени величину 2Тпрm2=2Тm1. Коэффициент передачи П-регулятора скорости получим из условия

m2= КмТмb / Кп2Кw

Следовательно, Кп2 = КмТм b / Кwпр

Статические и динамические характеристики контура с такими настройками относительно задающего (управляющего) воздействия соответствуют характеристикам стандартной системы, настроенной на технический оптимум. Передаточная функция замкнутого контура по заданию имеет вид

,

или

При этом

а) контур не имеет статической ошибки, пропорциональной сигналу задания (система обладает астатизмом первого порядка по управлению)

б) время переходного процесса по управлению составляет величину

tп @ 6 Тm2 @ 12 Тm1 @ 12 Тпр ,

однозначно определяется величиной постоянной времени управляемого электрического преобразователя и вдвое превышает время переходного процесса в контуре регулирования момента. Последнее является характерным свойством систем подчиненного регулирования: при настройке контуров на технический оптимум: быстродействие внешнего контура вдвое меньше быстродействия подчиненного внутреннего контура.

Рассмотрим далее характеристики контура относительно возму-щающего воздействия (момента нагрузки Мс)

Преобразуя схему известным образом, получим

Рис.22.5

Передаточная функция системы по возмущению после замены замкнутого контура регулирования скорости эквивалентным апериодическим звеном равна

или с учетом выражения для коэффициента передачи П-регулятора оптимизированного контура

Кп2 = КмТм b / Кwпр

Найдем операторное изображение скорости w1(p), при нулевых начальных условиях и нулевом задающем воздействии представляющем собой ошибку контура Dw(p), обусловленную постоянным моментом статической нагрузки

Находя установившееся значение ошибки в системе как,

,

установим, что

1. Эта ошибка отлична от нуля при любом ненулевом моменте нагрузки Мс , и следовательно, в пределах зоны пропорциональности УПП механические характеристики определяются выражением

w1=wзад + Dwуст

и по форме не отличаются от аналогичных характеристик одноконтурной системы регулирования скорости с П-регулятором.

2. Жесткость механических характеристик замкнутого контура определяется выражением

bск = b м/4 Тпр)

и при определенном соотношениии параметров (Тм/4Тпр)<1 (т.е. при малых Тм) может быть ниже, чем жесткость характеристик собственно ЭМП (b).

Используя операторное изображение ошибки контура, возникающей при парировании возмущения по моменту и известную формулу разложения, нетрудно установить, что временная зависимость Dw1(t) имеет вид

Dw1(t) =Dwуст ().

График, соответствующий этой зависимости представлен на рис.22.6.

Рис.22.6

Как видно,

а) процесс парирования - колебательный с перерегулированием, не превышающем значения 5 %;

б) время парирования соответствует стандартному и составляет величину tп @ 12 Тпр.

Стандартная настройка контура регулирования скорости на технический оптимум широко используется на практике в связи с простотой технической реализации и благоприятным в большинстве случаев характером протекания переходных процессов. Однако, как было установлено, точность регулирования при малом моменте инерции нагрузки может быть ниже, чем в разомкнутой системе и не удовлетворять техническим требованиям. В этих случаях в унифицированных структурах прибегают к увеличению порядка астатизма по отношению к воздействию нагрузки.