Лекция 19

Одноконтурная система с ПИ-регулятором скорости

Такие системы находят применение в тех случаях, когда Тм>10Тэ, Тпр<< Тэ и по техническим требованиям недопустимы статические ошибки по задающему и возмущающему воздействиям.

Исходная структурная схема системы имеет вид

Рис.19.1

Математическая модель в переменных состояния

Дополним систему уравнений состояния разомкнутой электромеханической системы

Tпр dw0/dt= Kпр uу - w0

Tэ dM/dt = b (w0-w1) - M,

JS dw1/dt= M- Mc

уравнением замыкани e = uзад - Кww1 и системой уравнений, описывающих ПИ-регулятор. Поскольку структурная схема последнего имеет вид

Рис.19.2

где e - ошибка системы и yи -выходной сигнал интегратора регулятора, систему уравнений регулятора запишем как

dyи/dt= e ; uу = Кп e +(Кп /Tи) yи

или с учетом уравнения замыкания dyи/dt= uзад - Кww1;

Тогда после преобразований система уравнений состояния примет вид

Tпр dw0/dt= - w0 - К0 w1 + (К0 w Tи) yи +K0 wзад

Tэ dM/dt = b w0 - M- b w1,

JS dw1/dt= M- Mc

dyи/dt= - Кww1 + Кwwзад ;

Для установившегося режима M= Mc и w1 = wзад

Следовательно, в установившемся режиме при постоянном зада-ющем и возмущающем воздействиях статическая ошибка принципиально равна нулю независимо от параметров звеньев системы и от величины внешнего возмущения Мс, т.е. w1=wзад. Значит механические характеристики указанной системы будут иметь следующий вид

Рис.19.3

Принимая в качестве вектора состояния вектор Yт = [w0 M w1 yи]

и в качестве вектора управления - вектор Uт=[wзад Mc ], запишем полученную систему в стандартной матричной форме

где

A=; B=

 

Оптимизация одноконтурной системы с ПИ-регулятором

После преобразований, структурную схему системы изобразим в следующем виде

Рис.19.4

Передаточная функция последнего звена представляет собой передаточную функцию линеаризованного ЭМП по моменту (возму-щению). При Тм>4 Тэ, как было установлено ранее, последняя может быть представлена в виде

Ww 1, Mc(p) = ,

где Т1 и Т2 - постоянные времени, определяемые корнями полинома знаменателя передаточной функции

.

а именно Т1= mod (1/l1 ) и Т2= mod (1/l2 ). Обратим внимание на то обстоятельство, что T1>T2 и при Тм>>Тэ Т1® Тм и Т2® Тэ.

Cледовательно, расчетную структурную схему системы можно изобразить в виде

Рис.19.5

Заменим 2 инерционных звена с малыми (относительно Т1) постоянными времени (преобразователь и апериодическое звено с постоянной времени Т2) одним эквивалентным звеном с суммарной постоянной времени Тmпр + Т2 . Тогда

Wр(p)=w1(p)/ wзад(p)=

Последняя передаточная функция соответствует эталонной передаточной функции разомкнутой системы, настроенной на технический оптимум

если,

а) Т1, т.е. Ти1.

б) 2Тm = Ти/ K0 или К0= Т1/2Тm .

Следовательно, значение петлевого коэффициента усиления определяется соотношением постоянных времени Т1/2Тm. При этом коэффициент передачи ПИ-регулятора определяется выражением

Кп= Т1/2Тm Кпр Кw

Переходные процессы по управлению по характеру и времени соответствуют стандартным.

Исследуем далее реакцию контура на возмущение в виде момента. Для этого преобразуем структурную схему следующим образом:

Рис.19.6

После подстановки К0= Т1/2Тm получим

Wв(p)=D w 1(p)/D Mc(p)=-

Находя предел ,

установим, что он равен нулю, и следовательно, регулируемая величина- скорость- в установившемся режиме не содержит ошибки, обусловленной статическим моментом нагрузки .

Найдем реакцию контура на скачок момента D Мс при нулевых начальных условиях.

Dw1(t)= L-1{-(D Mc/p) }

Используя формулу разложения, находим

(19.1)

Временная зависимость, соответствующая полученной формуле (19.1) представлена на рис. 19.7.

Рис. 19.7

Анализ ее показывает, что время парирования возмущения равно времени переходного процесса по управлению, т.е. tп @ 3 Т1

Для приближенной оценки максимального значения динамического отклонения скорости Dwмакс примем, что оно имеет место в момент времени t*@ p Тm, что соответствует четверти периода свободных колебаний скорости

Тсв=2p /wсв=4p Тm.

Подставляя значение t* в формулу 19.1, получим

При Тm < 10Т1 без большой погрешности можно пользоваться для оценки максимального динамического отклонения скорости следующим соотношением

Выводы:

1.Статические и динамические одноконтурной системы с ПИ-регулятором относительно управляющего воздействия полностью соответствуют характеристикам эталонной системы, настроенной на технический оптимум, в предположении что малая некомпенсированная постоянная времени Тmпр + Т2 . Быстродействие контура при этом практически определяется электрической постоянной времени Тэ, т.е. tп @ 6 Тэ .

2. Система не имеет статической ошибкой и по управлению и по возмущению независимо от ее параметров, что определено типом регулятора

3. Длительности переходных процессов по возмущению опреде-ляется самой большой постоянной времени Т1@ Тм ,т.е. tп @ 3 Тм

4. Динамические отклонения скорости в процессе парирования скачкообразного изменения момента нагрузки прямо пропорциональны величине скачка DМс и некомпенсированной постоянной времени Тm и обратно пропорциональны жесткости механических характеристик собственно ЭМП и большой постоянной времени Т1.