ЛЕКЦИЯ 16

РЕГУЛИРОВАНИЕ КООРДИНАТ ЭМС

При управлении технологическим процессом установки необходимо управлять потоком электрической энергии, потребляемой или вырабатываемой ЭМП таким образом, чтобы механические переменные - момент двигателя, скорость и ускорение механизма или положение его рабочего органа - либо поддерживались на требуемом уровне, либо изменялись по заданным законам с требуемой точностью.

Для создания систем управления, отвечающих всему комплексу предъявляемых требований , необходимо знать возможности управления ЭМС в отношении регулирования главных координат и оценивать влияние регулирования каждой из них в отдельности на физические свойства ЭМС. Изложение этих вопросов и входит в содержание данного раздела.

РЕГУЛИРОВАНИЕ МОМЕНТА В СИСТЕМЕ “УПП-ЭМП”

Необходимость регулирования момента диктуется предъявляемыми к ЭМС требованиями.

-для нормального функционирования ЭМС необходимо при ее работе ограничивать момент и ток двигателя допустимыми значениями в переходных процессах пуска, торможения и приложения нагрузки.

- для механизмов, испытывающих при работе значительные перегрузки вплоть до стопорений рабочего органа, возникает необхо-димость непрерывного регулирования момента в целях ограничения динамических ударных нагрузок механического оборудования.

- во многих случаях требуется точное дозирование усилий на рабочем органе.

Проблемы регулирования момента

Рассмотрим обобщенную разомкнутую электромеханическую систему с известной структурной схемой (рис.16.1)

Рис.16.1

Структура описывается уравнениями

Tпр dw 0/dt= Kпр uу - w 0 (16.1)

Tэ dM/dt = b (w 0-w 1) - M, (16.2)

JS dw 1/dt= M- Mc (16.3)

В установившемся режиме, когда все производные равны нулю, запишем систему так

0= Kпр uу - w 0

0= b (w 0-w 1) - M,

0= M- Mc

Исключая последовательно переменные, получим уравнение семейства механических характеристик в виде

М= Kпр uу b - b w 1 (16.4)

или

М= Мк -D м (w 1) (16.5)

где Мк= Kпр uу b - момент короткого замыкания, пропорциональный сигналу управления и D м(w1)- отклоненение момента от Мк, обусловленное скоростью вращения (наличием электромеханической связи). Семейство механических характеристик представлено на рис.16.2

Рис.16.2

С ростом сигнала управления uу возрастает момент короткого замыкания и механическая характеристика смещается вправо по оси моментов параллельно самой себе (Мк1 < Мк2 < Мк3 ). Рост скорости приводит к отклонению момента от заданного значения Мк тем в большей степени, чем выше значение модуля жесткости механической характеристики b . Результирующий момент падает с ростом скорости в двигательном режиме работы ЭМП и растет- в режиме электромагнитного тормоза (если таковой обеспечивается схемой электрического преобразователя). Иными словами, при регулировании момента электромеханическая связь оказывается сильным возмущением и с точки зрения регулирования момента необходимо искать методы, позволяющие уменьшать модуль статической жесткости b .

Однако, бесконечно большое увеличение сигнала управления не приводит к такому же возрастанию момента Мк, который мы будем принимать условно за заданное значение момента в системе регулирования момента. Причиной является ограничение выходного сигнала электрического преобразователя на уровне w0 гр, поскольку подавляющее большинство преобразователей можно считать звеньями с явно выраженным насыщением. Последние имеют статическую характеристику следующего вида (рис.16.3)

Рис.16.3

Следовательно, максимальное значение момента короткого замыкания ограничено на уровне Мк гр = b w 0 гр . Этому значению пускового момента соответствует механическая характеристика

М= Мк гр -b w 1 , (16.6)

которую мы будем называть предельной механической характеристикой. На рис. 16.2 она выделена жирной линией.

Таким образом идеальной системой с позиции регулирования электромагнитного момента следовало бы считать систему, у которой

а) механическая характеристика была бы параллельна оси скоростей (см. кривую 1 на рис.16.2 ), что означает, что электромагнитный момент не зависит от скорости вращения ,

б) статическая регулировочная характеристика Мк(uу) была бы линейной в диапазоне 0<Мк < Мк гр

в) реакция системы на скачки управляющего uу и возмущающего w1 воздействий должна быть по возможности мгновенной (динамические качества системы должны быть высокими)

В системе с управлением ЭМП от электрического преобразователя указанная цель достигается введением отрицательной обратной связи по моменту на вход управляемого преобразователя в соответствии со структурной схемой (рис.16.4)

Рис.16.4

 

Механические характеристики системы “УПП-ЭМП” с отрицательной обратной связью по моменту и П-регулятором

Запишем управляющее воздействие на входе электрического пре-образователя в виде разности

uу= Kп(uзад - Км М), (16.7)

где uзад - сигнал, пропорциональный заданному значение момента, Км – коэффициент передачи датчика момента, Kп – коэффициент передачи П-регулятора. Тогда, исходную систему уравнений состояния можно переписать в виде

Tпр dw0/dt= - w0 -Kпр Kп Км М+ Kпр Kп Мзад (16.8)

Tэ dM/dt = b w0- M- b w1, (16.9)

JS dw1/dt= M- Mc (16.10)

Для установившегося режима уравнения принимают вид

0= - w0 -Kпр Kп Км М+ Kпр Kп uзад (16.11)

0 = b w0- M- b w1, (16.12)

0= M- Mc (16.13)

Находя из (16.11) w0 и подставляя его в (16.12), находим выражение, определяющее искомую механическую характеристику рассматриваемой системы :

(16.14)

После введения понятий петлевого коэффициента усиления

К0=b Kпр KпКм

и заданного значения момента Мзад= uзадм уравнение механических характеристик примет вид

(16.15)

Приводя как и ранее данное уравнение к виду

М= Мк- D м(v 1),

получим, что

- момент короткого замыкания Мк пропорционален сигналу задания и его значение приближается к заданному значению момента Мзад с ростом петлевого коэффициента усиления К0 ;

- отклонение момента под воздействием скорости Dм(v1), также падает с ростом коэффициента передачи К0 в одинаковом диапазоне изменения скорости, т.е. падает эквивалентная жесткость механических характеристик. Вводя обозначение

получим D м(v1) = bэw1, где bэ - эквивалентная жесткость механических характеристик замкнутой по моменту системы. Как видно, с ростом петлевого усиления К0 жесткость механических характеристик системы падает и при К0 ® Ґ bт® 0.

Семейство механических характеристик системы с отрицательной обратной связью по току, соответствующее одному заданному значению момента Мзад и трем различным значениям петлевого коэффициента усиления К010203 приведено на рис. 16.5.

Рис.16.5